Таврический Свято-Успенский приход -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Беседы со священником

                   Христианство и язычество

 

 

Апостол Павел говорит язычникам афинянам: «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего - то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деяния Святых Апостолов 17:23).

28 июля по новому стилю, в день Равноапостольного великого князя Владимира, празднуется 1025-летие крещения Руси. Современная история России показывает нам, насколько мы далеки от христианских идеалов как  общество, и, насколько наш народ погряз в языческом мировоззрении. На недавно прошедшей в Омске всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам язычества, митрополит Омский и Таврический Владимир заметил в своем слове: «Дело Крещения Руси не завершено» и, это настолько очевидно сегодня, что нам приходиться сталкиваться с этим явлением не только вне церковной жизни, но и в среде своих прихожан. Как перестать быть язычником, как, даже исповедуя Православие, оставаясь формально в Церкви, исполняя все внешние ее обряды и предписания, не оказаться настоящим богопротивным язычником? Ведь нам сказал Сам Спаситель: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21). Разъяснить обычные виды проявления язычества в нашей христианской жизни мы попросили настоятеля Таврического Свято-Успенского прихода протоиерея Олега Наумова.

- Отец Олег, вот уже прошло 25 лет, как наша Русская Православная Церковь практически открыто ведет просвещение своей паствы, но, к сожалению, народ еще очень далек от Христа. А, язычество проявляется на каждом шагу, только включи телевизор и сразу это видно. Как разглядеть его, что вообще есть современное язычество, куда оно ведет общество?

- Давайте немного вернемся в историю Крещения Руси. Часто, сегодня, почему то забывают о том, что приобрела земля Русская после того, как великий князь Владимир начал крещение ее? С Крещением Руси, мы получили очень ясное религиозное направление  - христианство – путь духовного самосовершенства через покаяние. Появилась письменность в единообразии всех славянских земель. Наконец, самое важное – вечная жизнь становится главной идеей развития всего русского народа, именно это сейчас мы и утратили в обществе нашем, государстве. Вот теперь нам легко увидеть в сравнении с этими доводами, что в нас ныне языческое. Современный наш народ практически не верит в вечную жизнь, он настолько увлечен материальными благами и удовольствиями, что ему «не до Царствия Божьего». Главное, по мнению подавляющего большинства, «чтобы было здесь все хорошо», построить «царство божие» здесь, на земле! Язычник он служит миру сему, своим страстям, своей плоти, своим идолам. И, если во времена князя Владимира приносили человеческие жертвы идолам, то ныне приносят свои бессмертные души к истуканам удовольствий и богатства! Путь языческого общества, а именно таковым является западный либерально-демократический путь – это путь не к Творцу, а в бездну ада. Посмотрите, что творится сейчас в Европе, некогда в христианских государствах, там добро подменяется явным грехом. Причем, открытое ощущение безумия, которое принимается за свободу! Вот он, путь язычества – тьма.

- Батюшка, чем мы, прихожане Церкви, приобщаемся к язычеству?

- Сложность в том, что настоящий язычник не обязательно может быть атеистом. Но, если я смотрю на Христа только потребительски, с точки зрения полезности в земной жизни – то, это путь не к Богу, а от Него. Ну, вот посмотрите, приходит крещеный человек в храм помолиться о какой-то беде. Если после удачного исполнения его прошений он остался таким же, далеким от Христа, не благодарным, то, значит он не проявил себя, как истинное чадо Спасителя, он только «эксплуатировал» Бога. Еще одна наша проблема – это масса различных суеверий околоцерковной жизни. То - «грех» задувать свечи, то - «нельзя» открывать окна в доме где покойник, то - в храме можно «проклясть» поминовением за упокой, кто-то боится «сглаза» и «порчи» прямо в церкви, то - «не через то плечо» повернулся батюшка на службе и таких глупостей огромная масса. Мы не знаем простейшие христианские понятия: о всемогуществе Бога, об умении прощать, о милосердии Творца к любому кающемуся грешнику. Да, главная причина - это безграмотность в духовных вопросах. Нужна настоящая апостольская работа с людьми, а для этого мало желания священника, нужна и жажда познания самих прихожан. Порою люди ходят в храм не один десяток лет, а на вопрос «какой твой Бог», ничего сказать не могут и, это печально. Вот всякие суеверия легко запоминаются, а основы веры, увы, не знаем. Сейчас стало модным паломничество по святым местам, куда только не ездят православные. Но, если мы, даже это, благое дело превращаем в спорт или в туризм, оставаясь без изменений состояния души, то это тоже бесплодное язычество. Недавно появилась такая странность, как молитва «по согласию». Это, когда группа верующих молится одновременно о ком-то или о чем либо. Так вот и здесь, искажая слова Христа, доходят до таких глупостей, как начать эту молитву в «один и тот же час», дескать, тогда Бог точно «услышит»! Еще многих священников беспокоит увлечение чудесами. Меня как то спросили в другом приходе: «а у вас иконы не мироточат»? А я ответил: «а зачем»?! Апокалипсис нам четко ведает, что антихрист прельстит людей именно ложными чудесами. А кого он прельстит? Конечно язычников! Видите, как порою трудно разобраться даже в приходской жизни.

- Вот вы сказали, что не все язычники атеисты. А чем они отличаются в своей вере?

- В первую очередь язычник не верит в Бога, как личностное Существо. Обычно для него «бог» – это природа, сила, космос и так далее, но не Личность Творца вселенной. Отсюда проявление многобожия или приравнивание сил добра и зла, Бога и диавола, что особенно развито у восточных религий. Для язычника характерен мистицизм и магизм, страстное увлечение законами вечного мира духов, и желания либо «овладеть» его знаниями, либо «подчинить» его себе. Отсюда вытекают чрезмерное увлечения у верующих экзорцизмом  - изгнанием злых духов, занятия спиритизмом – вызыванием душ умерших, гаданием, лечением у колдунов, сатанизмом и другими явлениями. Порою просто удивляет человеческая глупость  вере гороскопам или поклонение животным нового года. Суеверие, оно ведь приводит всегда к страшным последствиям, а люди так и не спешат ко Христу. Кто-то целенаправленно ищет древнее славянское язычество, тянется к «старине» к «ведам». А, на самом деле, становится исторически «первобытным» и удаляется от истины. Если язычник даже и верит в потустороннюю жизнь, он все равно видит ее материалистически: кладет покойнику в гроб сигареты или спиртное, кидает в могилу деньги для «выкупа места», идет на могилу умершего следующим днем, чтобы «накормить его». Порою, неграмотные духовно старушки на похоронах придумывают целые церемонии - «как правильно сделать» или «какой покойник закроет ворота кладбища» - это у них означает «перестанут умирать». На могилах пьют спиртное, чтобы «весело было покойнику» в другой жизни, у гроба ставят стакан с водою и куском хлеба и, можно еще долго перечислять чудачества темноты языческой от «верующих и крещеных» людей.

- Отец Олег, но ведь сейчас столько книг, православных газет, телепрограмм, неужели люди совсем не интересуются своей верою?

- Христианство – это труд над собою с помощью знаний основ веры и опыта отцов Церкви. Это - еще и крест, научение терпению и жертвенной любви христианской. А, современный человек – это эгоист самовлюбленный. Вспомните, какими представлял людей на земле апостол ближе к последним временам?!  Равнодушие к ближним и безразличие – это главный плод современного язычества. Очень трудно сегодня привить жертвенность человеку, а без этого и нет Христовой любви в сердце! А знания из источников информации сами по себе, без любви ради Господа – это пустота, бесплодие! Посмотрите, как порою «с жира бесятся» богатые, несчастные, никчемные. Но, Господь пока все ждет и терпит нас.

- В завершение, батюшка, какой «рецепт» вы посоветуете от болезни язычества?

- Читайте историю своей Русской отчизны, в ней столько поучительного, столько спасительного и назидательного для православного христианина. Изучайте основы своей веры и претворяйте их в жизнь. С одной стороны человек должен быть прост, как учил Христос, с другой – необходима мудрость для преодоления козней от диавола. Ведь язычество – это его, падшего ангела, тьма. И, пока мы не научимся доверять Богу и Его Церкви, критикуя всех и всюду, ничего кроме ошибок и скорбей не ожидает нас в жизни.  Вот Господь к нам и зовет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11.25-26).

18.07.13.

                                    

                       Православие и атеизм

- Отец Олег, в последние месяцы резко обострились отношения верующих и ярых, нетерпимых атеистов. Достаточно вспомнить количество спиленных  и оскверненных крестов по всей России, что уже коснулось и нашей епархии – осквернение поклонного креста возле Госуниверситета.  Насколько это серьезное противоборство, по-вашему мнению, и как вы советуете своим прихожанам на это смотреть?

- То, что происходит по разным концам России - есть проявление скрытой агрессии явных безбожников в отношении к вере, толчком к которой послужила провокация бесстыдниц в Храме Христа Спасителя в Москве. Нельзя наивно думать, что возрождение веры в нашей стране нравится совершенно всем, увы, это далеко не так. Не нужно думать, что все вчерашние атеисты вдруг стали верующими, это тоже не верно. Достаточно посмотреть на площади возле всех администраций наших районов, чтобы увидеть, что один из главных атеистов – Ленин, стоит на своем старом месте. Поэтому в душах миллионов людей пожилого возраста он и теперь «живее всех живых»! Но мы с вами видим, что и безбожная нынешняя уже молодежь, которая себя не относит к верующей, продолжает идеи прошлой революции, желая все опять сломать. Мы можем смело заключить - диавол не изменил своих принципов в разрушении душ человеческих. Вы знаете, я после той провокации в Храме Христа Спасителя, оказался  в одной светской крупной организации в Омске. Так вот меня удивила реакция на это происшествие простых невоцерковленных  и даже неверующих людей - они были крайне возмущены. И, я с ними полностью согласился – если ты неверующий, то иди своей дорогой мимо храма – тебя это не должно касаться! Но, западная журналистика сумела так раскрутить пиар вокруг этого святотатства,  что дрогнули мнения даже части нашего «прогрессивного» духовенства, относительно справедливости приговора кощунницам.  Мы уже раньше сталкивались с попытками срыва богослужений в нашем храме и поступали просто – выставляли из церкви тех, кто приходил с такими намерениями и иногда с применением силы. Не знаю, как там намеривается известный протодиакон защищать свой храм от подобного, но лично я, если не имеет сил и полномочий сделать это государство, вмести со своими прихожанами, буду защищать наши святыни всеми доступными средствами.

- Батюшка, но ведь реакция на предложенные Думой поправки в законодательство, тоже не однозначная среди верующих?!

- Да, конечно, я только вчера читал мнение в интернете одного священника, с привидением массы цитат из Евангелия, призывающих прощать «все», в том числе и оскорбление «религиозных чувств верующих». Но, не нужно все сваливать в кучу! Никто не говорит, что нужно бежать в суд, если лично тебя оскорбили в спину или в лицо, прощай по Евангелию! Этот термин - оскорбление «религиозных чувств верующих», который многих смутил, относится именно к осквернениям святынь – храмов, крестов, икон и т.д. Если кто-то публично сжигает Евангелие или Коран – то это преступление, а отнюдь не демократия. Читай Вольтера или там Маркса, мы не против, но, не трогай наши святыни! Если государственная власть никак не отреагирует на последние события беснования некоторых безбожников, то всё может зайти слишком далеко, это не 17-ый год и не времена большевиков, мы так просто попирать свою веру не позволим. Да, я и не думаю, что многие православные христиане поддержали протодиакона Кураева, который странным образом сидел в известной передаче на телеканале «Вести» в обществе безбожника Сванидзе, выступавшего в дискуссии против предложения депутатов защитить наши храмы от кощунства. Депутаты всех фракций поняли, что надо что-то делать, и это уже удивительно! А, кто-то, не понятно зачем, пиариться со своим «особым мнением».

- Отец Олег, буквально на днях, в Государственной Думе хотят предложить ввести в учебники средних школ кроме теории происхождения мира по Дарвину, Библейскую историю Сотворения мира. Как, по-вашему, будет проходить продвижение этой задумки законодателей?

- Конечно, ребенок должен знать все взгляды на появления мира и человека, это свобода выбора каждой личности. Но, я не думаю, что стереотип дарвинизма так будет просто победить даже среди самих преподавателей. Атеизм у многих из них далеко укоренился в сознании, так что выбирать самим детям с их взрослением. Мы прекрасно видим, как многим школьникам в нашем регионе буквально навязали в 4-х классах предмет «светская этика», а родители как-то пассивно делали свой выбор.

- Почему, по-вашему мнению, так обострилась реакция неверующих на современную жизнедеятельность Церкви в обществе?

- Мне кажется, Церковь более явно и громко стала обличать человеческие пороки в обществе. А, общество, как хорошо видно, материально жить стало намного лучше – это истинно так! Именно материальное благополучие, без страха перед Богом за содеянное, породило: корысть и взяточниство, равнодушие и бюрократию, зависть и обман, блуд и содомию и т.д. Чтобы успокоить совесть душа грешника, если она вне Бога и покаяния, ищет любую возможность усмирить обличающую совесть. Самозащита грешника нераскаянного простая – это найти недостатки в самой обличающей стороне – Церкви. Вот откуда нападки сначала на Патриарха, потом повышенное внимание к дорожным происшествиям с духовенством, а дальше и на все устои самой Церкви. Падшие силы зла и отец лжи - диавол, делают все возможное, чтобы свет Христов не обличал тьмы – греха. Не нужно также,  сваливать все на Запад, который это все происходящее спонсирует в России. Это - плоды безбожной советской власти – неспособность отличить доброе от злого.           

Мы, когда то самые первые в нашей епархии решили поставить поклонные кресты на въезды в поселок Таврическое, название которого от греческого «ставрос», так и переводится - «крестный». Но, как  много было противников, как среди мусульман, так и атеистов. Объяснялись со всеми сторонами, слава Богу, убедили, что это сделано было только для православных!

- Батюшка, недавно православные верующие вновь подняли вопрос о захоронении тела Ленина, и даже организовывался Крестный ход по Красной площади. Насколько это принципиально для Вас лично?

- Я уже говорил: «Ленин и теперь живее всех живых» - вот этот пресловутый лозунг коммунистов, живет в сердцах многих, даже относящим себя к «верующим». Надо поступать здесь каждому верующему по Евангелию – «смотреть по плодам» человека, а плоды дел этого безбожника, увы, очевидны - слишком сатанинские: разрушенные храмы, казненные тысячи из духовенства и просто верующие, разрушенное крестьянство и т.д. Что нужно еще прочитать или услышать, кроме его слов: - «террор – это средство для убеждения», чтобы понять – что это настоящий террорист и насильник большевицкой смуты?! Если современные коммунисты в лице Зюганова изменили свое отношение к Церкви, то пусть делом докажут это. Например, освободят место, под Ильинский собор в Омске, и перенесут памятник «вождю пролетариата» на свою территорию. Поэтому, пока мы, как общество не изменим свое отношение к этой личности, наша страна не изменится к лучшему.

- Отец Олег, еще один наш региональный вопрос – сооружение памятника адмиралу Колчаку. Как Вы лично относитесь к этому?

- Я не являюсь поклонником «белого движения» настолько, чтобы видеть в его руководителях «героев или защитников России». Увы, сначала было свержение Богом данной монархии, в котором проявили себя очень многие основатели «белого движения». Да, наверное, в какой-то мере, Колчак осознал, что они натворили в России, и пытался как-то это исправить, борясь с богоборческой властью большевиков. Но, вот Господь то не дал им победы, а значит попущенное Им поражение  «белого движения» - это наказание за отступление от веры и предательство Царя. Можно почитать воспоминания святителей, которые уходили с Врангелем через Крым, чтобы узнать о том, как много было безбожников среди генералитета белых. Для нашего региона выдающуюся роль сыграл Столыпин, как, по сути – основатель наших Сибирских просторов. Его память, лично мне ближе, чем адмирала Колчака.

- И последнее, возвращаясь к теме беседы, как Вы находите взаимоотношение с атеистами у себя в районе?

- Я никому никогда не навязываю свои убеждения среди тавричанцев, но, в тоже время, всегда говорю правду тем, кто пытается безбожие смешивать с простым атеизмом. Атеизм, если он конечно не «воинствующий»,  - это мнение неверующего человека, с ним нужно считаться. Нельзя ко Христу вести силой, но, и атеист не имеет право богохульствовать в отношении тех, для кого религия – это смысл всей земной жизни. Бывает, придешь о чем-то просить начальника, а он неверующий. Вообще, явных безбожников не так уж и много среди нас. Начинаешь с ним общаться и выясняется, что он просто не знает ничего о православии. Поэтому, если человек сам тянется к вере, то я помогаю ему на этом пути. А, если совсем отрицает Бога, значит - не созрел еще и я в душу не лезу к таким.

Таврическое октябрь 2012 г.

                        

                                        Домашняя церковь

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»(Мф.19.14).

 

- Отец Олег, есть мнение, что детей необязательно начинать воцерковлять с младенческих лет, а делать это нужно с момента «осознания ими того, что происходит в церковной жизни», особенно в таинствах церковных. Насколько можно соглашаться с таким подходом воспитания маленьких христиан?

- Все зависит от духовной жизни самой семьи, насколько воцерковлены сами родители дитя. Если мама с папой сами редкие гости в храме, то и понятно, какая будет польза от причастия их чада – малополезной. Другое дело, когда вся семья воцерковлена, тогда ребенок питает ту же благодать в храме, что и родители. Иногда бабушки, по своему усердию, подносят или подводят к чаше, например, внуков из буквально неверующей семьи, и долго потом удивляются, почему ребенок не хочет причащаться. А причина тому - их маловерующие взрослые дети.

Мне думается, что чем раньше ребенка приобщить к храму и таинствам Церкви, тем просто легче его воспитывать и приучать к христианским основам жизни. Ждать полного осмысления всех глубин веры можно всю юную жизнь и так и не дождаться. Нужно учитывать, кроме воли человека, ещё и действие самой Божественной благодати, на душу маленького христианина. Я категорично не согласен с известным мнением профессора А.И.Осипова о «ненужности и недопустимости причащать младенцев и детей», все зависит от духовного состояния семьи. И, в подтверждение,  могу привести из практики просто массу примеров, доказывающих полезность раннего воцерковления.

- Батюшка, как часто и на сколько долго нужно приводить ребенка в храм?

- Желательно приучать младенца пребывать в храме сначала вне богослужения, познакомить его со святыней, когда в церкви немного людей. Если ребенку 4-6 лет, то ему необходимо показать те места в храме, куда нельзя вообще заходить и обязательно пояснить почему.  Научить правильно входить в храм и прикладываться к иконам, ставить свечи и молится возле образа. Затем, после нескольких таких ознакомительных встреч с Богом, можно и привести в первый раз на службу, где то ближе к середине её. Первый раз не стоит сразу ребенка вести причащаться, особенно если ему меньше 4-х лет. Необходимо подвести его к этому только с желанием на примере других детей и самих родителей. А то бывает, родители делают это с принуждением, в таких случаях я не причащаю и объясняю причину родителям. Если ребенок неспокойный по своему темпераменту, особенно мальчики бывают такие, то ко причастию можно приводить уже в конце службы. Бывает и такое, когда младенец совсем не переносит храма, и, как правило, мы находим причины этого в жизни его родителей. Ребенок - он как «лакмусовая бумажка», будучи наследником достоинств и недостатков, отражает духовное состояние отца и матери. Это реакция его на ангельский мир, снизходящий в храм во время богослужения. Из наблюдения за этим, легко корректировать духовную жизнь семьи священнику.

- Отец Олег, как сохранить у ребенка веру в подростковый период?

- Переосмысление взглядов подростка на жизнь – это непростой период для даже воцерковленной семьи. Подросток находит массу причин не ходить в храм, не читать молитвенное  правило, не поститься, да еще и видя вокруг поголовное игнорирование церкви среди сверстников. Не просто сохранить те принципы понимания добра и зла в рамках заповедей, которые ребенок принимал по своей простоте в юном детстве от родителей. Если в семье живет дух христианства по-настоящему, на деле, а не по книжкам, то все пройдет без особых потрясений. Другое дело, когда формально мы в храме одни, а у себя дома с близкими, совсем другие. Именно в подростковом возрасте особая неприязнь к лицемерию, это то и губит часто детскую веру. Большое значение имеет и круг общения подростка, его увлечения вне школы, что по возможности нужно осторожно корректировать. Не даром, у нас поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься»!  Понятно, что не спрячешь ребенка от мира совсем, но и бросать его в мир абсолютно без присмотра ненужно тоже.

- Батюшка, сегодня дети все чаще сидят или под телевизором или под компьютером, как их оградить от той грязи, которой напичканы все эти современные атрибуты жизни?

- По апостолу Павлу – «все мне полезно, но ничто не должно обладать мною» -  это замечательная формула научает видеть и выбирать именно полезное для жизни и спасительное из всего, что нам предлагает мир сегодня. Если ребенок знает евангельские принципы оценки добра и зла, то он скоро сам отметет ненужное для себя. Можно при желании и игры компьютерные найти не настолько вредные и фильмы очень полезные. Мы даже рекомендуем мальчишкам обязательно заниматься спортом для укрепления себя как физически, так и духовно. Замечательное развитие дает и рукоделие, особенно девочкам. Главное – это уберечь от безделия и праздности. У нас, у священников с этим проще - дети принимают непосредственное участие в жизни храма – это обязательно богослужения, уборка алтаря и храма, ремонты на территории церкви, подготовки детских праздников, изготовление церковных свечей и многое другое. Весной у нас собираются прихожане вместе с детьми на уборку территории за оградой прихода и это все очень полезно для воспитания подростков. Замечательно действует на душу ребенка посещение больных, как взрослых, так и сверстников, помощь престарелым и немощным.

- Большая проблема сегодня подобрать крестных родителей для детей, какие нужно учитывать нюансы в этом?

- Выбор крестных родителей действительно сегодня становится проблемой, когда мы ищем воцерковленных – настоящих крестных, а не формальных. Здесь масса нюансов, на которые следует обратить внимание. Сначала следует ориентироваться по полу ребенка, как это было раньше: мальчику - давался «крестный», а девочке – «крестная». Сейчас чаще дают обоих, не зависимо от пола малыша, хотя это немаловажно будет с возрастом, когда юношеские проблемы проще разрешить в совете с «крестным», а девичие - с «крестной». Очень важно рассмотреть духовную жизнь будущих крестных, насколько они верующие и как живут по вере своей. Посмотреть следует и на опыт их воспитания своих собственных детей. Желательно, чтобы крестные были не совсем чужие люди для родителей ребенка. Надо помнить, что крестные родители – это не только «восприемники по вере» для малыша, а еще и важные помощники в воспитании его и христианском взращивании.

- Батюшка, опять задам вопрос, который мы уже неоднократно рассматривали, и который всегда волнует родителей. В каком возрасте лучше крестить ребенка?

- Давайте его перефразируем:  когда правильней начать ухаживать за деревцем, чтобы оно дало «добрые плоды»? Я думаю любой, здраво мыслящий родитель, жаждет увидеть добрые плоды своего воспитания и понимает, как важно не допустить зарастания души ребенка терниями. Чем позже, по нашему самомнению, мы допустим малыша к встрече с Божественной благодатию, тем труднее нам будет вести его ко Христу, надеясь только на самого себя. Как не может человек делать ни одного дела доброго без Бога, так и не может ни один родитель ничего доброго всеять в душу своего ребенка без Его помощи. Это безумие – ждать «способности малыша осознать глубину веры» и ничего не делать над его душой, имея под рукою животворящую силу Церкви! Ведь, что значит «не крестить ребенка в детстве»?! Это означает лишить его живого общения с Создателем, оставив, как сделали протестанты, только сухую теорию евангельских заповедей. Здесь не может учитываться свободная воля ребенка, вверенного Богом его родителям. Чем раньше мы приведем своего малыша ко Христу, тем раньше Он войдет в его сердце и жизнь! Другое дело, а как мы сами близки ко Спасителю и какой жизненный пример мы дадим малышу, кроме теоретических слов?! Для того, чтобы развеять мнение о ненужности крещения младенцев (а значит и всех других Таинств), я приведу слова только нескольких святых отцов Церкви.

    У св. Иустина Философа видим ясное свидетельство о Крещении младенцев: "Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их на Крещение". Об этом же читаем у св. Иринея Лионского. Он пишет, что Христос "пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются через Него для Бога: младенце , и детей, и отроков, и юношей, и старцев".

    В сочинении "О Церковной иерархии" св. Дионисий Ареопагит приводит важное суждение: "Божественные наставники наши сказали, и совершенно справедливо, что младенцы, если будут наставляемы в священном законе, достигнут святого состояния, не притыкаясь заблуждениями и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Это было в мысли наших божественных наставников, и потому им угодно было допускать к Крещению и младенцев

под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше, и как страж его вечного спасения".

    Ориген называет обычай крестить младенцев апостольским преданием: "Церковь приняла предание от Апосотлов преподавать Крещение младенцам". На Карфагенских Соборах в 252 и 419 гг. был поднят вопрос о Крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости Крещения их. Святой Кипириан, епископ Карфагенский, писал от имени Собора (в 252 г.) еп. Фиду: «что же касается дела о младенцах, которых, по словам твоим, не должно крестить во второй или третий день со дня их рождения, а должно сообразоваться с законом древнего обрезания, и рожденного, как ты думаешь, ни крестить, ни освящать прежде восьмого дня; то это обстоятельство представилось нам на нашем соборе совершенно иначе. Никто не согласился с твоим мнением об этом деле; напротив, все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией... Если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу , который, едвародившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». На VI Вселенском Соборе было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею» (правило 84).

  Свт. Григорий Богослов: "У тебя есть младенец? - Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу ... Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным" (Св.Григорий Богослов. Слово 40. На Святое Крещение).

 - Отец Олег, известно предписание священноначалия нашей Церкви, о крещении «погружением» в специально устроенной баптистерии. Насколько это важно при крещении?

- Это не просто предписание, а норма крещения в православии, которую не мы придумали сегодня, а изначала установили Апостолы. В Церкви, как известно, нет ничего случайного. Я просто знаю, со слов взрослых, какие ощущения они испытывали при крещении полным погружением. Это ведь не просто символ омовения, а Таинство, в котором совершается перерождение души верующего в нового человека. И здесь, как мы, священники это выполним, так и впитает новый христианин в свою жизнь. Нас часто упрекают даже сектанты, за крещение так называемым католическим «обливанием», что, по моему мнению – недопустимо, кроме особых на то причин.

- Кода правильно начать приводить ребенка на таинство Покаяния?

- У каждого малыша есть свое время, когда он начинает не просто стыдиться собственных поступков, а искать способы их исправления. Вот если ребенок при повторении греха стал интересоваться причиной происшедшего, то он созрел для первой исповеди. Ведь мы, как правило, начинаем по привычке упрекать детей за ослушание, забывая, что они еще не увидели самого греха, кроме как расстройства и недовольства родителей. Задача родителей как раз и состоит в том, чтобы ребенок уяснил - «почему это плохо». Наступает такое время для детей в 6-8 лет, иногда даже и позже. Не нужно усложнять первую исповедь малыша выписками из книжек для взрослых с перечнем грехов. Все очень просто: «кайся в том, за что было стыдно». Остальное священник обычно сам помогает и расспрашивает. Главное не приучить ребенка к формализму, а дать ему почувствовать рану от греха в душе, которая у них очень отзывчивая и ранимая.

- Еще, батюшка, один вопрос, насколько важно наречение малыша по святцам сегодня и нужно ли менять имя при крещении малыша?

- Раньше действительно была традиция давать имя рожденному младенцу по имени святого, празднуемого в этот день в православном календаре. Тем самым родители, как бы доверяли Богу и Его угоднику жизнь рожденного, по смирению своему перед промыслом Бога. Это прекрасная традиция, которая и сегодня многими сохраняется. Я думаю, назвать по святцам замечательным христианским именем младенца – это уже начало добродетели. Здесь, и в суеверия не надо уходить, думая о «повторении судьбы» святого. И, пренебрегать значением влияния святого на жизнь его соименника, тоже не стоит. Ребенку гораздо легче будет духовно сродниться с примером христианской жизни того святого, который близок к нему по дню его появления на свет. Что касательно изменения имени при крещении, то это необходимо только при нехристианском именовании от рождения, тогда имя мы подбираем вместе с родителями или по святцам, или созвучное прежнему.

Таврическое ноябрь 2012 г.

 

 

Файлы для скачивания: